Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №34
тел. 8(8634)601-222
E-mail: sch34@tagobr.ru
Каждый год выпускники 9, 11 классов готовятся к сдаче экзаменов и поступлению в вузы. Психологическая готовность старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной государственной аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Под психологической готовностью к сдаче экзаменов подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача экзаменов. Комплексное психологическое сопровождение учащихся может обеспечить решение задач стоящих перед выпускниками.
Действительно, каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя психологическая подготовка? На сегодняшний момент можно выделить три основных компонента психологической подготовки и, вытекающие из них трудности, а именно познавательный, личностный и процессуальный компоненты.
Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков.
Личностные трудности связаны с отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности учащегося, что может приводить к повышенному уровню тревожности, неадекватной самооценке.
Процессуальные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, с отсутствием навыка четкого порядка действий при сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Возможные трудности при сдаче экзаменов в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции.
В рамках подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2017 году в МОБУ СОШ № 34 был разработана программа мероприятий по психологической подготовке к ГИА обучающихся выпускных классов. В рамках этой программы 20.03.2017г. для учащихся 9, 11 классов преподавателями ТГПИ имени А.П.Чехова (РИНХ) были поведены психолого-педагогические занятия с элементами тренинга с целью:
- снятия тревожности и повышения интереса к результатам экзамена;
- развития умения выпускников справляться с психологическими трудностями при подготовке к сдаче экзаменов;
- развития умения адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять время;
- развития умения осваивать на практике методы саморегуляции, снижения напряжения, самооподдержки.
На занятиях использовались следующие формы работы: групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзамене, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм», освоение техник саморегуляции, самоподдержки. У выпускников была не только возможность пройти обучение новым технологиям, но и научиться формировать позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни.